Миссионерско-катехизаторский отдел собора

Что необходимо знать перед исповедью

Иерей Виталий Константинов Катехизация - Подготовка к таинствам
Печать

Собственно говоря, какой-либо особой, «канонической» подготовки к исповеди не существует. Правильная исповедь предусматривает для желающего принять участие в этом таинстве только одно – ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ.

Правда, с этим термином тоже не все так просто. Что значит «искреннее покаяние»?

Это, во-первых, стремление очистить себя от греха, желание получить у Бога прощение. Иными словами, вернуть себя в то состояние, когда грех еще не был совершен. Наверняка,  у любого разумного человека, читающего эти строки, были в жизни такие неприятные моменты, о которых больно вспоминать. Хочется просто вычеркнуть, вырвать их из своей жизни! И именно это вычеркивание получает христианин на исповеди при условии опять-таки искреннего покаяния. Друзья мои, это очень важный момент. Важна искренность, которой не видит священник, принимающий исповедь. Эта тайна открыта лишь Богу и самому исповеднику. Нельзя замышляя зло, рассчитывать на то, что всегда можно после покаяться. В этом, кстати говоря, часто обвиняют христианство. Дескать, твори что хочешь, все равно на исповеди Бог все простит. НЕЕ, НЕТ, НЕТ и еще раз НЕТ! Бога невозможно обмануть. Он видит лукавство в наших душах еще на стадии его зарождения. И лишь по детски наивный человек может надеяться на подобное лукавство с Самим Господом. Еще раз повторюсь, священник, принимающий исповедь, не знает – принял ли ее Господь? Ведь любое таинство, совершается не священнослужителем, а Богом – через священника.

Далее, что у нас во-вторых? Во-вторых, «искреннее покаяние» – это непременное желание исправить свой грех, более не повторяя его. Тут я думаю особых пояснений не нужно. Единственное, на чем бы хотелось заострить внимание – это вот что: Понятно, что полное исправление необходимо, когда речь идет об особо тяжких грехах, таких как аборт(ы), т.е.  убийство(а), воровство, измена, причинение зла другим людям и так далее, всего не перечислить. Здесь все ясно, если человек не желает исправляться в ТАКИХ грехах, то о какой исповеди вообще может идти речь?

Но ведь есть и другие грехи. Те, которые мы совершаем каждый день, каждый час или даже минуту. Те, о которых мы часто и не задумываемся, не видим их. Осуждение, уныние, лень, пустое времяпрепровождение, сплетни, лукавство, раздражение, гнев, сквернословие, похотливые мысли, черствость, жестокость, обман, себялюбие и т.д. и т.п. Мы в этом настолько остроумны, что одно лишь простое перечисление наших пороков займет не одну страницу. Так как быть со всем этим? С тем, что мы снова и снова и снова повторяем даже после, казалось бы, искренней, слезной исповеди.

С подобным вопросом частенько сталкивается любой священник: «Батюшка, как мне быть? Я исповедуюсь практически в одних и тех же грехах?». Вопрос очень серьезный, друзья мои. Ведь, с одной стороны, искреннее покаяние действительно невозможно без исправления, а, с другой стороны, человек просто не может вообще не согрешать! В самом деле, мы знаем лишь одну, абсолютно безгрешную Личность – это Господь Иисус Христос. Даже величайшие святые, сокрушались о грехах своих, «бесчисленных, как песок морской». И это не было лукавством или ложной скромностью. Они действительно видели их. Святые отцы как раз таки и говорят, что видиние грехов своих (а не только грешен словом, делом, помышлением) – это и есть первая степень святости, достижение определенного духовного уровня.

Так, что же делать?!!! Есть ли в таком случае (не исправление своих грехов) вообще смысл в исповеди?! Да, друзья мои, смысл есть, но при условии, что у тебя присутствует  желание хотя бы побороться со своим грехом или грехами (что более вероятно)! Даже если ты почти уверен в том, что проиграешь эту битву. Главное здесь – БОРЬБА!

Я не фанат Адольфа Гитлера, но название его книги нахожу крайне удачным для жизни практически любого человека. Действительно – наша жизнь это почти постоянная борьба! Идеально, если это борьба не за власть, деньги, положение в обществе или «жизненное пространство». Идеально, если это борьба за Царство Божие, борьба с самим собой, со своими грехами и пороками. В этом смысле наша жизнь и должна быть борьбой. Вот если ее ВООБЩЕ нет, тогда да, дело плохо. Вся суть здесь в том, что ты проиграл не тогда, когда упал, а тогда, когда уже и не пытаешься подняться. И каждую секунду своей жизни (не забывай об этом) ты можешь встать, смыть с себя покаянием всю грязь и снова быть с Богом. Именно через это для христианина начинается «рай на земле», ведь «Царствие Божие внутри вас есть» (Лук. 17:20-21).

Иерей Виталий Константинов
г. Белгород, 2013 год

 
niceText