Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная
К003

Содержание | Читать | Скачать


"Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

В настоящий сборник включены проповеди и доклады, произнесенные и прочитанные в течении последних двадцати лет с 1988 по 2008 гг. в разных храмах России, от Белгорода до Москвы. Теперь они облечены в печатную форму и послужат нашему общему делу - прославлению имени Божия. При этом я старался сохранить принцип их расположения в порядке годичного церковного цикла, начиная с сентября.

Автор: Протоиерей Леонид Константинов, Белгород, 2008 год.






Рождество Иоанна Предтечи

E-mail Печать PDF

Рождество Иоанна Предтечи

Сегодня мы празднуем Рождество одного из самых великих людей, когда-либо живших на земле. В похвальном слове на этот праздник другой Иоанн — Златоуст — говорит: «Когда Солнце правды Христос Бог захотел воссиять миру, то прежде явился луч, возвещающий приход Света, ибо Господь Сам сказал: «Я есть Свет миру». Этот луч, который предшествовал появлению Христа и был предшественник, то есть Предтеча Иоанн, предсказанный древними пророками».

В это время могущественный Рим прекратил свои завоевания. На всей земле воцарился глубокий мир, и, казалось, что даже сама природа приготовилась к пришествию Бога на землю.

«Но прежде чем взойти Солнцу и залить мир божественным светом, — говорит далее Златоуст, — нужно было, чтобы очи людей были приготовлены выдержать этот живой блеск». Поэтому «был послан Предтеча, как светильник, чтобы люди могли привыкнуть сперва к слабому сиянию, а потом уже взирать и на небесный Свет, пришедший к нам во Христе».

И как Христос был предвозвещён ветхозаветными пророками, так и Предтечу предсказал сперва Исайя за 800 лет до его появления, назвав «гласом вопиющего в пустыне», а затем и Малахия, за 4 века сказавший: «Вот я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною».

Действительно, основатель двух великих таинств — крещения и покаяния — Предтеча жил на земле как ангел. Поэтому часто его изображают на иконах с крыльями. Уже само его рождение было отмечено особой печатью богоизбранничества. Он был испрошен у Господа горячими молитвами своих престарелых родителей. Отец его, священник Захария, и мать — праведная Елисавета, до самой старости не имели детей. И когда Захария совершал богослужение в храме, ангел Господень явился ему и возвестил, что у него родится сын, который будет велик пред Богом, исполнится Духа Святого ещё в утробе материнской и многих людей обратит ко Господу. В Евангелии от Луки целая глава посвящена этому событию. И чудесное Рождество Иоанна от старых родителей было предтечей ещё более чудесному Рождеству Христову от юной Девы.

Священное Писание говорит, что Захария за своё сомнение — «ведь я уже стар», — был наказан немотой. Но когда обещанное Богом исполнилось, речь и слух вернулись к нему, и он стал пророчествовать о младенце, называя его «пророком Вышняго».

А то, что он был не только пророком, но и Предтечей Господним, сильно отличает его от других ветхозаветных пророков и возвышает над ними. Другие пророки видели пришествие Христово только издали, а потому и говорили о нём символически. А Иоанн видел и беседовал с Господом лицом к лицу. А потому и не предсказывал, а свидетельствовал о Нём, и даже сподобился чести совершить над Ним Крещение. «Я не знал Его, — говорил Иоанн, — но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящаго и пребыва-ющаго на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33-34). Иоанн — значит «благодать Божия».

Из Библии мы знаем, что когда-то и ветхозаветный Исаак был испрошен молитвой — дитя, от юности посвящённое Богу, вплоть до готовности быть принесённым Ему в жертву.

И Самуил — судья и вождь богоизбранного народа был сыном молитвы. Да и Сама Дева Мария была дочерью горячих молитв Своих родителей. Поэтому в своих песнопениях Церковь рассказывает, что и Предтеча был испрошен у Бога молитвами своих старых родителей.

Этот праздник соответственно предшествует шестью месяцами празднику Рождества Христова и как бы является отражением смиренному отзыву Предтече о самом себе в отношении Христа. «Ему подобает расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30). По слову Амвросия Медиоланского, «это смирение Предтечи подтверждается самим временем. Ибо в праздник Рождества Христова день начинает прибавляться, расти; а в праздник Рождества Предтечи умаляться, то есть медленно убывать. Потому что «закон и пророки до Иоанна» (Лк. 16, 16), — сказано в Писании, а значит и Рождество Иоанна — это конец Ветхого Завета. И как у матери Иоанна его рождением побеждено было бесплодие, так и у Девы Марии рождением Христа был изменён естественный закон человеческой природы. И мы знаем, что Иоанн превосходит всех пророков, патриархов и святых, ибо Сам Господь сказал о нём: «Не восставал из рожденных женами больше Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Да, были в богоизбранном народе великие мужи — и Авраам, «друг Божий», и Моисей, и Давид, и Илия. Но Иоанн Предтеча больше и выше всех живших и живущих в этом мире. «Что ж, — могут сказать, — если больше всех, рождённых жёнами, то и больше Спасителя?» Нет! Потому что Иоанн родился от жены, а Спаситель — от Девы. Хотя Писание и говорит, что в Иоанне обитала такая благодать и величие, что многие считали его за Христа. Но всё же Иоанн есть человек, а Христос — Бог. Поэтому человеку и надлежит умаляться, чтобы Бог возвышался и возвеличивался.

И Рождество Предтечи — это тайна нашего умаления, а Рождество Христово — это тайна нашего возвеличивания. Ибо насколько мы себя смирим, настолько Бог нас возвеличит. Гордость человеческая должна быть умалена, чтобы милосердие Божие к человеку возрастало, ибо «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать».

Умаление человека и величие Бога замечается и в страданиях Христа и Предтечи. Показуя умаление человека, Иоанн принижен палачом к земле и усечён мечом. А являя величие Бога, Христос поднят над землей и вознесён на крест.

Рождество Иоанна Предтечи — это великий, хотя и не двунадесятый праздник. Последний пророк Ветхого Завета, он стал первым мучеником Завета Нового. Он единственный из всех людей нашей планеты исполнился Духа Святого ещё во чреве материнском и даровал дар пророчества и своим родителям, когда отец назвал его «пророком Вышняго», а мать, едва увидев Деву Марию, предузнала в Ней Богородицу, сказав «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1, 43).

Таким образом, пламенный проповедник покаяния, считавший себя недостойным исполнить по отношению к Спасителю должность самого последнего слуги, был предопределён в самом зачатии стать Предтечею Света. Ибо, как говорит Евангелие, «он был послан от Бога, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали чрез него» (Ин. 1, 7).

Помолимся же ему, величайшему из людей и смиреннейшему из пророков, ибо несмотря на своё великое призвание, он сознавал, что никто сам собою не должен присваивать себе честь, но только званный от Бога. И празднуя его Рождество, с любовью воскликнем ему:

«Крестителю Христов, помяни нас всех, да избавимся от беззаконий наших, Тебе бо дадеся благодать молитися за нас!»

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

В Неделю всех Святых

E-mail Печать PDF

В Неделю всех Святых

С глубокой древности первое воскресенье после праздника Святой Троицы посвящается воспоминанию всех святых. Этим днём заканчивается тот длинный богослужебный период в году, который начался задолго до Великого поста Неделей о мытаре и фарисее. Потом последовал Великий пост. Затем Страстная седмица и, наконец, — Светлое Христово Воскресение, Пасха, которую мы называем «праздников Праздник» и «Торжество из торжеств».

Затем было Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов и, наконец, настал сегодня воскресный день, который именуется «днём Всех Святых».

Этот праздник является как бы ответом Церкви на всё то, что сделал для человечества Сын Божий Иисус Христос. А сделал Он то, что пришёл с небес, воплотился на земле от Девы Марии. Будучи Богом, стал Человеком, не переставая быть Богом. Научил людей, как жить по закону Божьему. Дал им Своё Евангелие. Сотворил множество чудес. Взял на Себя наши грехи и пригвоздил их в Своей Плоти на Кресте. Пострадал за нас. Умер в страшных мучениях; воскрес в третий день, по Писанию, взошёл на небеса и воссел одесную Отца, то есть посадил рядом с Отцом нашу с вами человеческую природу. И теперь мы видим, что сделал Он это не напрасно, ибо миллионы людей во всём мире приняли Его учение, последовали за Ним и были прославлены Церковью как святые. Эти люди просияли на востоке и на западе, на севере и на юге, начиная от самого создания мира и до настоящего времени. Их так много, что и сосчитать нельзя, ибо имена многих из них неизвестны, поэтому и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединённые между собой верою, не разделены были и торжеством.

В числе прославляемых ныне Церковью святых есть люди всех стран и всех времён, всякого звания, чина, пола и возраста. Есть и цари, а есть и воины; есть господа, а есть и слуги; есть и духовные, а есть и миряне; есть богатые, а есть и бедные; есть мужчины, а есть и женщины; знатные и незнатные; учёные и неучёные.

Поэтому сегодня мы празднуем память и Святых Праотцев, которые жили ещё в начале мира и были как странники и пришельцы на земле, но верили Божественному обещанию о пришествии в мир Искупителя и жили этой верой.

Сегодня мы творим память и святых пророков, которые предвидели пришествие Христово, обличали грехи народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к встрече с Господом, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели постоянные гонения и страдания.

Сегодня мы прославляем и святых славных и всехвальных апостолов, которые, оставив всё на земле, последовали за Христом, и среди искушений, угроз и страданий проповедовали в мире Евангелие Христово, просветив всю землю своей проповедью и приняв за это мучения и смерть.

Сегодня мы чествуем и непобедимых мучеников, которые за имя Христово терпели многообразные пытки и казни, но не отреклись от своего Спасителя.

Мы творим память святителей и пастырей, которые словом и делом, учением и жизнью своей учили народ живой вере во Христа и ревностно защищали чистоту православной веры от сектантов, лютеран и католиков.

Мы вспоминаем память и всех преподобных, мужей и жён, которые многие годы в пустынях и пещерах творили дивные подвиги, достигали ангельской высоты и восходили к непостижимому духовному совершенству.

Поэтому чтением сегодняшнего Евангелия Церковь свидетельствует, что все они — истинные исповедники святой веры, ради которой оставили всё, что удаляло их от служения Господу и блаженного соединения в Ним. За то и Господь Иисус Христос исповедует их сейчас перед Отцом Своим Небесным на небесах, а устами Церкви исповедует их на земле. Они видели Господа безгрешного — но постящегося. И они постились. Они видели Господа, творящего чудеса, но приходящего в храм Божий. И они посещали храм Божий и молились в нём; Они видели Господа, грядущего на Голгофу с крестом. И они не уклонялись от креста своего — от неприятностей, ограничений и скорбей житейских. В мире их презирали и ненавидели. Зато в вечности они получили высшую награду — спасение своей души. Поэтому Господь и сказал: «Многие первые будут последними, а последние — первыми».

Вот почему, празднуя сегодня день Всех Святых, каждый православный человек может считать себя именинником. Ведь каждый из нас в начале жизни получает имя одного из святых людей, то есть тех, кто сумел быть истинным христианином, сохранившим преданность Христу и Его Святой Церкви. И когда слышишь выдуманные бесовские имена — Снежана, Октябрина, Алина, Виталина, — становится горько и больно за ребёночка, а не за взрослых. Ведь такой ребёнок, лишённый христианского имени, лишается и небесного покровителя, молитвенника и заступника.

Нельзя и неполезно называть детей и католическими именами — Эдуард, Роберт, Артур, Эльвира, Анжелика, Виолетта. Католики не называют своих детей нашими, православными именами, они сохраняют преданность папе, а мы будем сохранять преданность Господу. Потому что спасает не папа (он сам грешный), а Христос. Поэтому Святые Отцы и говорили, что если кто сохранит в последние времена веру православную, то Господь поставит его выше первых мучеников.

Сейчас идёт испытание нашего народа верой. Если ещё лет 15 назад можно было услышать, как люди оправдывали себя словами: «а нас не учили», «а нам запрещали», «а нам не разрешали», — то сейчас Господь всё дал. Хотя и тогда тот, кто хотел, получал. Но сейчас ведь столько храмов открыто, и семинарии, и гимназии, и столько всевозможной православной литературы — читай, учись, молись, не ленись — никто не запрещает, но, к сожалению, по-прежнему многие не хотят и думать о своём спасении и живут так, как будто Иисус Христос никогда и не приходил. И это пренебрежение Жертвой Христовой, ради нас принесённой, есть великое испытание, которое не простится людям ни в этом веке, ни в будущем. Вспомним, что сказал Иоанн Златоуст про Божественную литургию: «Этот грешный мир и существует только ради литургии». И если сегодня прекратится литургия, то завтра настанет конец света. Поэтому сегодня, как никогда более грозно, звучат для нас слова Христа: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а всё остальное приложится вам».

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Троица

E-mail Печать PDF

Икона Пресвятой Троицы


Великий двунадесятый праздник Пресвятой Троицы называют днём рождения Святой Церкви.

Иисус Христос, покидая землю, обещал апостолам: «Я пошлю вам иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит вас на всякую истину».

И спустя ровно 10 дней после Своего Вознесения на небо Сын Божий послал от Отца на верующих в Него благодать Святого Духа. Так родилась Церковь Божия, то есть основанное и руководимое Господом Иисусом Христом общество верующих в Него людей, освящаемых в таинствах в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни.

Сошествие Святого Духа, как сказано в Писании, сопровождалось шумом и происходило видимым образом в виде огненных языков, ибо сам образ огня означал, что Божественная благодать опаляет грехи, очищает душу, освящает разум и согревает сердце человека.

Когда в тёмную ночную комнату заносят яркий свет, то мрак исчезает. Так и апостолы, исполнившись Духа Святого, почувствовали себя заново рождёнными. Господь попалил в их сердцах всякий грех и всякий страх, изгнал все тени адского мрака, и они исполнились могучей духовной силы пойти по всему миру и проповедовать христианство по всей земле.

Благодаря этому дару великое множество людей из разных стран и племён уверовали во Христа, стали называться христианами и получили надежду на жизнь вечную.

Так родилась на земле Святая Церковь — единство людей в благодати Святого Духа. Дух Святой был послан от Бога в Его Церковь навсегда. Он наполняет её каждый день и каждый час. Он пребывает в ней ежеминутно и пребудет с православным народом до скончания времён, то есть до той последней минуты, когда окончится время, и все верующие во Христа войдут в Царство Божие. И тогда не будет уже ни веры, ни надежды, но останется только одна любовь.

Многие народы мира, в частности иудеи и мусульмане, поклоняются Единому Богу. Но поклонение Господу в Пресвятой Троице воздают только христиане, и в этом их великое преимущество. Тайну учения о Боге в образе Пресвятой Троицы открыл человечеству Сын Божий Иисус Христос, когда сказал ученикам: «Идите по всему миру и научите все народы крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Поэтому христиане верят не только «во Единого Бога — Отца Вседержителя», но «и в Сына Божия Единородного Господа Иисуса Христа, то есть вторую ипостась Пресвятой Троицы. А Сын Божий открывает нам тайну третьего Лица, третьей ипостаси — Духа Святого, Которого называет замечательным словом — Утешитель. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины.., прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны...»

Когда-то великие учителя и отцы Церкви, склоняясь перед непостижимой и абсолютной тайной Пресвятой Троицы, приводили, однако, некоторые примеры, чтобы, не объясняя этой тайны, всё же как-то приблизить её к нашему рассудку. Они говорили о солнце. «Это великое светило всегда рождает свет, и от него всегда исходит тепло. И, однако же, солнце остается едино — не три солнца, но одно. И как свет и тепло не могут быть без него, так и оно без света и теплоты уже не будет солнцем».

Так и Бог — предвечно от Него рождается Сын, «иже от Отца рожденнаго прежде всех век», и предвечно от Отца исходит благодать Духа Святого — «Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго» — так исповедуем мы веру в Святую Троицу за каждой Божественной литургией.

И в этом воспоминании ожидания Духа Святого, Который от Отца исходит, а Сыном посылается в мир, и проходит 50 дней, от Пасхи до Троицы. Поэтому и праздник этот называют иногда Пятидесятницей.

«Радость моя, — говорил, бывало, батюшка Серафим Саровский, — цель жизни нашей человеческой состоит в стяжании Духа Святаго Божия».

Поэтому будем благодарить Бога за то, что мы русские и православные, за то, что имеем таких великих заступников, как наши святые, и живём в России — в доме Пресвятой Троицы. А значит наша высшая радость и полнота жизни должна выражаться прежде всего хвалой Пресвятой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» Впервые эту хвалу Пресвятой Троице ещё в IV веке воздал Иоанн Златоуст. А у нас, на Руси, учение о Пресвятой Троице сформулировал Преподобный Сергий Радонежский, который, как известно, и первую построенную им церковь освятил в честь Живоначальной Троицы.

Какие замечательные святые, можно сказать духовные богатыри — преподобные Сергий и Серафим — игумен и духовник земли Русской! И разве можно сравнивать их, как это иногда пытаются сделать с какими-то католиками, с такими, например, как Франциск Ассизский. Да, был когда-то в католической Европе такой человек, проповедовал бедность и завёл себе 12 учеников (тут уже ясно, Кому он подражал). Пришёл в Рим и стал уговаривать папу римского, чтобы тот отказался от роскоши. Папа, глядя на нищего Франциска, сказал: «Тебе только свиньям проповедовать, а не мне». Тогда Франциск пошёл в хлев, к свиньям, вывозился там в грязи и снова возвратился к папе. Тот, поражённый таким смирением, якобы даже прослезился и учредил орден францисканцев. Очень мило. А вот ещё пример. Шёл однажды Франциск по пустынной дороге и остановился отдохнуть под деревом. А на дереве сидело много птичек. Тогда, вспомнив слова Христа, чтобы «проповедовали Евангелие всей твари», Франциск стал благовествовать птичкам Священное Писание. Какое умиление! Прямо сказочка новогодняя. Католики просто плачут от умиления. Но вот вопрос. А нужна ли была птичкам весть о Христе? Ведь Господь, когда говорил, чтобы проповедовали Евангелие «даже до края земли», имел в виду не птичек или рыбок — бессловесных тварей, — а человека, существо духовное, имеющее бессмертную душу и созданное по образу и подобию Божию. Правда, и вся остальная живность тоже создана Богом, но только для услужения человеку, ибо она бездушная. И в Евангелии упоминаются многие виды животных. Но мы ни разу не видели, чтобы Господь брал их на руки, ласкал, целовал, гладил, потому что животным это не нужно, они несут свою миссию, и их достаточно кормить и не мучить. Всё. Так нет же, каждый год и доныне, в начале весны папа римский служит специальную мессу для животных и затем благословляет собак и кошек на размножение. Как будто без папы они бы об этом забыли. Какая театральность, непонимание Христова учения, а скорее всего сознательное и умышленное унижение христианского достоинства.

То же самое с мыслителями и философами Запада. Посмотрите на их литературу, на произведения Шекспира, Гёте, Виктора Гюго, на всех этих «Фаустов», «Макбетов» и «Нибелунгов». Все они пропитаны призраками, привидениями, заклинаниями и откровенным сатанизмом. И разве можно сравнивать их с нашими замечательными классиками — Некрасовым, Пушкиным, Тютчевым, Никитиным, Кольцовым, все произведения которых выражают глубокую печаль русского народа, его врождённый религиозный такт, его духовность, веру и страдания. А про современное западное искусство — картины, музыку и говорить стыдно.

Когда-то русский писатель-пророк Ф.М.Достоевский, разоблачивший коммунистов в своём романе «Бесы», сказал замечательную фразу: «Русский человек без Христа — проходимец», то есть мы без Бога превращаемся в ничто. Отними у русского человека веру в Бога, и он не выживет, пропадёт. Немец выживет, японец, американец — а русский нет, пропадёт, как это уже почти случилось при советском режиме. Вот потому-то и пытаются на протяжении всей истории государства Российского уничтожить нас и физически, и духовно, всеми этими фильмами, наркотиками, развратом, потому что православная Россия страшна атеистическому Западу, ибо она есть подножие Престола Божия — Троицы Единосущной и Нераздельной.

«Да, — говорил Достоевский, — больна матушка Россия и коммунистической, и демократической болезнями. Но Господь помилует Россию за её великие страдания, и выйдут из неё все эти бесы, и исцелится она, и сядет у ног Христовых, и все будут смотреть и удивляться».

Дай Бог! Чтобы совершилось всё это и чтобы русский народ сохранил преданность Православию и веру в Пресвятую Троицу. Чтобы никогда не смешался он ни с католиками, ни с сектантами, ни с протестантами (слово-то какое «протест» — а против кого?). И чтобы как зеницу ока берёг православную веру и то, что получил от дедов и прадедов, в неповреждённости передал детям и внукам. Золото получил, золото и отдай, а не бронзу или железные опилки.

Будем помнить, что в честь Троицы Бог и человеку дал три жизни: первая — в утробе материнской, вторая — на земле временной и третья — в Царстве Божием, вечном.

Поэтому возблагодарим Господа за то, что мы принадлежим к Его Церкви, ибо Церковь — это врата в Царство Небесное.

Возблагодарим Бога Отца за Его попечение о мире; Бога Сына — за Его пришествие в мир в образе Иисуса Христа; и Бога Духа Святого — как нашего великого Друга, Который готов услышать нас в любую минуту нашей жизни. А это высочайшая честь и незаслуженное счастье. И в этот праздничный день все вместе «едиными устами и единым сердцем» ещё раз воздадим хвалу Господу и прославим Всемогущего Бога, в Троице Живоначальной Единосущной и Нераздельной.

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Святитель Иоанн Тобольский

E-mail Печать PDF

Икона святителя Иоанна Тобольского

23 июня наша Святая Церковь отмечает память святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Это был последний русский святой, прославленный Церковью в дореволюционное, царское время. В известной мере канонизация угодника Божия Иоанна смогла состояться лишь благодаря личной настойчивости Царя-Мученика Николая Второго и его августейшей супруги Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, глубоко почитавших великого сибирского чудотворца. В резолюции Николая Второго по поводу канонизации святителя читаем: «Верю в предстательство Святителя Иоанна (Максимовича) в эту годину испытаний за Русь Православную».

Так же, как и святитель Иоасаф, он был выходцем из Украины и происходил из старинного дворянского рода. Он родился в середине XVII века, в 1651 году, и являлся старшим сыном в семье, где было ещё семеро сыновей. Его благочестивые родители старались дать ему лучшее по тем временам образование. После домашнего, чисто церковного воспитания, они отдали своего первенца в Киевскую духовную академию, где он сблизился с монастырскими подвижниками Киево-Печерской лавры и к 24 годам сам принял монашество. С общего согласия монастырского братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. Есть свидетельства, что проповедническая деятельность будущего святителя продолжалась в лавре в течение пяти лет. До наших дней дошли только три из произнесённых им за эти годы поучений. Составленные на доступном, разговорном языке, свободные от риторических приёмов, это были живые произведения молодого подвижника.

С этого времени определилась главная задача его жизни — «как согласовать свою человеческую волю с волей Божественной?» Ответом на это явился его литературный труд «Илиотропион», то есть «Подсолнечник». Как это замечательное растение всегда поворачивается к солнцу и свету, так и человек всегда должен поворачиваться к Евангелию и Богу, чтобы согласовывать свою волю и строить свою жизнь только с Законом Божиим.

Между тем над Украиной нависла реальная угроза турецкой оккупации. В это нелёгкое время украинцы решили просить помощи у России. В Москву, к русскому царю отправилось из Киева посольство, в составе которого был и 24-летний монах Иоанн. В 1685 году русский патриарх Иоаким назначил его наместником Брянского Свенского монастыря. Как похоже всё это на жизненный путь нашего святителя Иоасафа. И как интересен тот факт, что почти все святые архипастыри той эпохи — Иннокентий Иркутский, Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иоанн Тобольский, Иоасаф Белгородский — были по происхождению своему украинцами. Кстати, спустя 10 лет святитель Феодосий Черниговский избрал иеромонаха Иоанна (Максимовича) своим преемником по кафедре. Перед своей блаженной кончиной он указал на Иоанна как на единственного кандидата. Но для избрания нового архипастыря собралась Малороссийская Рада. В ту пору на Украине вольными голосами избирали не только гетманов, но и церковных иерархов. В своей грамоте Рада характеризовала теперь уже архимандрита Иоанна как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа и в искусстве проповеди Слова Божия известного». Таким образом, Иоанн (Максимович) был единодушно и светскими властями, и православным духовенством избран Черниговским епископом. Поставление на Черниговскую кафедру подтвердили русский патриарх Адриан и царь Пётр Первый. Причём патриарх благословил «служить ему в саккосе». В то время такой чести удостаивались немногие архиереи. До упразднения патриаршества в саккосе служили только патриархи и митрополиты.

Одним из первых деяний нового владыки было поставление архимандритом Елецкой обители игумена Димитрия — будущего святителя Ростовского. Таким образом, заступая на кафедру, которую до него занимал святой, он святому и передал свой первый дар благодати.

Надо сказать, что святитель Иоанн благоговел перед памятью своего предшественника — владыки Феодосия. Однажды во время тяжкой болезни Феодосий Черниговский явился ему во сне и сказал: «Служи завтра и будешь здоров».

На другой день, совершив Божественную литургию, епископ Иоанн действительно почувствовал себя здоровым. Чудо исцеления послужило началом прославления святителя Феодосия Черниговского как благодатного угодника Божия. Чудесная духовная связь двух святителей была явлена Господом и в самой канонизации. Оба были прославлены через 200 лет после кончины. Причём торжественное открытие мощей Феодосия Черниговского было самым первым в правление Царя-Мученика Николая Второго, а святителя Иоанна Тобольского — самым последним в годы царствования того же святого Государя.

Известен и другой случай небесной помощи Феодосия Черниговского святителю Иоанну. Заступление святого избавило епископа Иоанна от наветов изменника Мазепы, который пытался ложными доносами оклеветать его перед Петром Первым. Царь во всём разобрался, и невиновность святителя Иоанна была установлена с полной очевидностью.

Об особом расположении Петра Первого к владыке Иоанну говорят несколько дошедших до нас царских грамот. Причём, вместе с грамотами передавалось и царское денежное жалованье. Это было время, когда в Русской Православной Церкви подвизались великие святители — Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Феодосий Черниговский. Все они были лично известны владыке Иоанну и являлись для него постоянным примером в духовной, подвижнический жизни.

Вскоре после своего вступления в управление Черниговской епархией святитель Иоанн создал духовную семинарию, которую современники называли «Черниговские Афины». Эта духовная школа получила широкую известность в России и стала по существу первой русской семинарией, по образцу которой стали открываться семинарии и в других епархиях. И сам владыка был в ней профессором латинского языка. Преподавательский опыт святителя Иоанна нашёл отражение в Духовном регламенте Петра Великого. В нём читаем: «Дурно многие говорят, что учение есть виновник всех ересей. Учение доброе и основательное есть источник всякой пользы, как Отечества, так и Церкви».

Тогда же святитель создал и типографию, где было напечатано много и его личных сочинений духовно-нравственного содержания. Среди них особое место занимают «Царский путь Креста», «Богородице Дево», «Духовные мысли», «Путник». И 150 лет спустя книга «Царский путь Креста» была любимой у Амвросия Оптинского и всегда имелась у него в достаточном количестве для одаривания наиболее почётных посетителей.

14 лет управлял «пастырь добрый» черниговской паствой. А в марте 1712 года к великой скорби черниговского народа он был назначен митрополитом Тобольским и всея Сибири.

Конечно, с одной стороны, сан митрополита был повышением. Но с другой, — перевод в Тобольск ввиду трудности в Сибири, отдалённости края и суровости климата мог показаться почти ссылкой. Ходили слухи, что этот перевод в Сибирь был местью со стороны всесильного Меншикова. Дело в том, что одно из имений царского фаворита находилось в пределах Черниговской епархии. Как-то святитель Иоанн получил от Меншикова приглашение на освящение домовой церкви. При этом был назначен и день освящения. Однако владыка заметил, что назначать дни освящения — это дело архипастыря, а не князя. И сам назначил удобный для него день. А так как был пост, то владыка после освящения сразу уехал, отказавшись от угощения. После этого случая Меншиков затаил злобу и вскоре способствовал удалению владыки из епархии. Тогда святитель произнёс пророческие слова: «Да, далеко мне ехать. Но он будет ехать ещё дальше меня». И, как известно, вскоре после смерти Петра Первого всесильный Меншиков был низвергнут, сослан в Сибирь, лишён всех чинов и орденов и дни свои кончил в далёком Берёзове. При этом сбылись слова самого Петра Первого о том, что «Меншиков в беззаконии зачат, во гресех роди его мати его, и в плутовстве скончает живот свой».

А в Сибири до сих пор существует предание, что когда сосланный Меншиков под конвоем проплывал по Иртышу на дощанике, то святитель, к тому времени уже почивший, вышел на берег реки, поклонился земным поклоном в сторону ладьи и благословил её.

Но всё это будет впереди, а пока предстояло владыке покинуть родную Украину, в которой прожил он 58 лет. Здесь, в своё время были оставлены и родители, и братья, и отчий дом. Теперь предстояло оставить родину. А впереди была далёкая Сибирь, морозы, неизвестность и дикие, не знающие Христа народы.

Но что же это была бы за жертва, если бы не приносили Богу самое дорогое, включая свободу и волю. Ведь всю свою жизнь владыка не искал личной выгоды, но «пользы многих», а значит и тех диких людей, созданных Творцом по образу и подобию Своему, но пребывающих во тьме и сени смертной. Ему предстояло просветить эту тьму евангельским светом. Хватило бы только сил. «Господи, да будет воля Твоя! Ибо сила Божия в немощи совершается».

Выехал владыка из Чернигова до Москвы с большой свитой — 36 человек. Из Москвы в Сибирь отправились с ним только 17 человек. А до Тобольска прибыли трое — владыка, келейник да ямщик.

Надо сказать, что Тобольск был основан одновременно с нашим Белгородом. Но первого епископа туда отправили только в 1620 году при Михаиле Феодоровиче.

Радостно встретили митрополита Иоанна сибиряки и не ошиблись в нём, ибо святитель начал в Сибири поистине апостольскую проповедь и привлёк ко Христу многие тысячи людей. Кратким было архипастырское служение митрополита Иоанна в Сибири — всего 3 года, и по своему характеру оно могло бы называться «изведением из тьмы» многочисленных сибирских народов. Следует заметить и то, что личное отношение царя Петра к владыке Иоанну было очень благосклонным. Государь, несмотря на колоссальную занятость, старался отвечать на каждое письмо владыки, непременно прибавляя всякий раз и денежное жалованье. Конечно, оторванный большим расстоянием от центра России святитель лишён был возможности принимать участие в каких-то важных государственных и церковных делах. Но по мере возможности он следил за ними. Так, например, дошедшее до Тобольска известие о победе русских войск над шведами подвигло владыку написать Петру Первому тёплое письмо с молитвенными благопожеланиями.

При нём за короткое время в Тобольске было создано свыше двадцати приютов и богаделен. И очень часто по ночам, подобно Николаю Чудотворцу, ходил владыка по городу и тайно разносил беднякам одежду и деньги. «Был наг, и вы одели Меня. Был болен, и вы посетили Меня». Часто видели владыку в местах заключений — в тюрьмах и в каторжных работах. Порадовать заключённых нежданным гостинцем, утешить евангельским словом, преподнести рождественский или пасхальный подарок — всё это приносило самому владыке тихую радость. «В темнице был, и вы пришли ко Мне».

Не оставлял владыка без внимания и ремонтные работы, и реставрацию старых церквей, и строительство новых храмов по городам и весям бескрайней Сибири. А уж сколько перекрестил туземцев — зырян, остяков, татар, вогулов — то одному только Богу известно.

Первое миссионерское путешествие, как говорит летопись, принесло небольшой успех, но идолов и кумирниц по тайге было истреблено много. Второе путешествие в 1713 году было более успешным. Многие крестились и охотно слушали проповедь. Сопротивление миссия встретила только на одном месте, на реке Оби. Здесь, по Божьему Промыслу, очевидно, миссионерское судно село на мель. С берега дикари кричали: «Отойди от нас, старец, не принимаем твоей веры, которая отвергает наших богов». Однако презирая угрозу расправы, миссионеры по грудь в воде пошли к берегу с крестом и Евангелием. Ещё не достигнув берега, вступили в беседу с разъярённой толпой. Два дня увещевали распалённых бесом дикарей. На третий день все крестились. А всего только за это путешествие было крещено три с половиной тысячи инородцев — число по тем временам огромное. «Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы».

Один раз с помощью татарского князя, обласканного владыкой, только за один день удалось ему крестить около трёхсот татар, которые сразу же попросили разрешения на постройку храма. Для этой церкви владыка передал от себя лично икону Божией Матери, именуемую «Млекопитательница», с собственноручной дарственной надписью.

Интересно отметить, что в те годы в Тобольске существовал благочестивый обычай — на Вербное Воскресенье сажать владыку на коня и возить по городу. Причём водил коня сам сибирский губернатор. Владыка осенял народ крестным знамением и кропил святой водой. А певчие и диаконы радостно восклицали: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

Прославился владыка в Сибири и как миссионер, и как церковный писатель, и как первооткрыватель духовных школ. Ведь под его омофором находилась территория в два раза больше Европы — от Урала до Чукотки.

Литературные занятия доставляли владыке особую радость. «Едино у него было увеселение и отдых — писать душеполезные сочинения», — так свидетельствует Сибирская летопись. Этот рукописный документ долгое время хранился в библиотеке Тобольской духовной семинарии.

В быту владыка не терпел никаких забав и увеселений. Неутомимый в своей епархиальной деятельности, был он пламенным молитвенником, отдаваясь этому трудному и сладкому подвигу во все свободные минуты. Ещё при жизни сибиряки считали владыку прозорливцем, великим постником и дерзновенным молитвенником.

Известна также связь владыки и со Святой горой Афон, куда он в тяжёлые годы часто посылал большие пожертвования. В русском Пантелеимоновом монастыре сохранилась его грамота, свидетельствующая о помощи святогорцам в нелёгкое для них время мусульманского засилья. С благословения владыки ходил на Афон, в Иерусалим и на Синай иеромонах Черниговского монастыря Ипполит.

Надо отметить и ещё одну черту владыки. Он никогда не появлялся в светском обществе. Лишь один только раз обедал у губернатора да и то по настойчивой просьбе последнего. А скромность святительского угощения владыки, когда он приглашал к себе после службы, восполнялась мудрыми словами его беседы. Летопись говорит о нём так: «Был он тихим, скромным, молитвенным, о бедных сострадательным, и в сознании народа, видевшего в нём угодника Божия, оставил неизгладимый след».

Без всякого сомнения, святитель был предупреждён о дне своей кончины, которая была блаженной. Последний день его жизни стал буквальным исполнением слова Господня. 9 июня 1715 года после совершения Божественной литургии святитель неожиданно велел накрыть в своём доме стол, устроил всем обильную трапезу, и как Спаситель, препоясавшись, сам стал прислуживать обедающим. Потом трогательно простился с духовенством, удержав на некоторое время двух наиболее любимых им священников. О чём он говорил с ними, осталось неизвестным. Отпустив их, удалился в свою келью и затворился. На другой день утром владыка не вышел. Между тем перед покоями стало собираться духовенство. Но стучали и звали его напрасно. Когда стал собираться народ, послали за губернатором. Тот, прибыв, перекрестился и велел выламывать двери. Необычайное зрелище представилось взорам вошедших. Уже предавший душу свою Господу, стоял владыка на коленочках перед иконой Божией Матери, а рядом догорала свечка. Начатая на земле молитва продолжалась в вечности перед Престолом Божиим. И это дивное обстоятельство свидетельствует о том, что и после кончины святитель предстоит в молитве пред Богом и Его Пречистой Матерью за всех нас, живущих на земле и обращающихся к нему за помощью. Искренне оплаканный своей осиротевшей паствой, он, как и подобает постриженнику Киево-Печерской лавры, был погребён в пределе Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Как много общего у них со святителем Иоасафом! Оба происходили из Украины, из старинных и знатных семей. Оба прошли послушание в знаменитых киевских пещерах и закончили Киевскую духовную академию. Оба в ранней юности имели небесных духовных покровителей: один — Афанасия Цареградского, другой — Феодосия Черниговского. Оба были любимы представителями дома Романовых. Оба прославились литературными трудами. Оба причислены к лику святых в одно царствование — при Николае Втором. Оба святителя после смерти не подверглись тлению, потому что «хранит Господь вся кости их».

И сегодня, прославляя память столь дивного святителя, митрополита Иоанна Тобольского, мы, жители третьего тысячелетия, так далеко отстоящие от наших святителей по времени, но такие близкие им по вере и духу, последуем за ними, нашими духовными поводырями в молитвенном дерзновении к Сладчайшему Господу Иисусу Христу — нашему Святому Богу, живому, родному и близкому.

проверено//7.03.2013//tess

 

В Неделю о самарянке

E-mail Печать PDF

Если внимательно посмотреть на карту Святой земли, то мы увидим, что священная река Иордан, протекающая с севера на юг, разделяет эту землю на две неравные половины: левую — ближнюю к морю и густонаселённую, и правую — пустынную и безжизненную.

Левая часть Святой земли состояла из трёх областей: верхняя область называлась Галилеей, средняя — Самарией и, наконец, южная — Иудеей. Жители Самарии были в большой вражде с иудеями. Вражда эта уходила своими корнями в глубь веков. Ещё за много лет до Христа, когда иудеи возвратились из Вавилонского плена, они первым долгом начали восстанавливать разрушенный язычниками храм. Принять участие в этой работе захотели и самаряне. Но иудеи отвергли их. Сказали, что они недостойны строить иерусалимский храм, ибо давно уже по своей крови смешались с чужими народами. В ответ на это самаряне затаили в своих сердцах многовековую вражду. А чтобы не остаться без святилища они построили себе свой храм на горе Гаризим и там поклонялись Богу. Если же кому из иудеев случалось проходить через Самарию, то самаряне не только не давали им воды, но и оказывали при встрече самое враждебное презрение. Зная такое отношение к себе, иудеи обходили Самарию десятой дорогой. И когда отправлялись на Пасху в Иерусалим, то не шли прямо, через Самарию, а делали большой круг: уходили за Иордан и там, по безжизненной и малонаселённой пустыне, спускались к Иерусалиму. Так продолжалось много лет.

Но вот в эти места пришёл Иисус Христос. Побывал на празднике в Иерусалиме и пошёл на Свою родину, в Галилею. На пути предстояло пройти враждебную Самарию. Однако Господь не стал обходить её окольными путями, а пошёл прямо.

Стоял знойный палестинский полдень. Ученики Христовы ушли вперёд купить в селении хлеба, а Спаситель, утомлённый от долгого пути, присел у колодца. Из ближайшего городка к колодцу приходит женщина-самарянка и начинает брать воду. С молчаливым удивлением смотрит она на Путника и по Его одежде узнаёт, что Он житель враждебной Иудеи. Кроме этого между самарянкой и Путником было ещё одно большое различие: она была женщиной с нечистой жизнью, а Он — сама святость и чистота. Но Господь первый нарушает молчание и обращается к ней с простой человеческой просьбой: «Дай Мне пить». Удивлённая такой просьбой она спрашивает, как Он, иудей, решается просить воды у неё, самарянки, ведь между ними многолетняя вражда. И тогда Господь отвечает: «Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него пить и Он дал бы тебе воду живую». Так Спаситель возводит Свою речь от простой колодезной воды к высокому учению о духовной воде, текущей в жизнь вечную, Источником которой служит Он Сам. Однако женщина ещё не понимает Его. Откуда Он возьмёт какую-то особую «живую» воду, ведь колодец глубок, а у Него и почерпнуть-то нечем. Спаситель объясняет ей и, указывая на колодец, говорит: «Всякий пьющий эту воду захочет пить опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовеки». Но женщина опять не понимает Его, она никак не может отрешиться от обычных, земных понятий, ибо говорит: «Так дай же мне этой воды, чтобы мне больше не иметь жажды и не приходить сюда».

Тогда Господь, видя, что самарянка готова и дальше слушать Его слова, касается самых сокровенных и тайных струн её сердца. «Позови мужа твоего», — говорит Спаситель. При этих словах лицо женщины заливает краска стыда. Ей стыдно привести сюда того, кого она не может назвать мужем, и обмануть Учителя, от Которого веет такой чистотой, таким душевным светом. И она, опустив глаза, произносит: «Нет у меня мужа».

«Правду ты сказала, — отвечает Господь, — пять мужей было у тебя, и тот, с которым сейчас живёшь, не муж тебе, это ты правильно сказала».

Услышав эти слова, женщина в изумлении поняла, что перед ней великий Человек, Посланник Божий, ибо первый раз встретив её, Он уже знал всю её жизнь. «Вижу, что Ты — Пророк», — воскликнула женщина.

Господь с самого начала Своей беседы возводил мысли самарянки от чувственного к духовному, от земного к небесному. И вот сейчас, когда она увидела, что перед ней не простой человек, а Небесный Посланник, у неё пробуждается интерес к духовной жизни, и она спрашивает у Господа, почему существует такая религиозная вражда между иудеями и самарянами. Те ходят молиться в Иерусалимский храм, а эти поклоняются Богу на горе Гаризим. Кто прав? Где надо поклоняться? Чью молитву принимает Бог?

И Господь возводит мысли этой простой женщины на высоту истинного понятия о Боге, ибо говорит, что настанет время и настало уже, когда поклонение Богу не будет связано с каким-либо местом. «Бог есть Дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине», — говорит ей Господь. И в этих словах Сына Божия открываются нам самые великие тайны богословия. Бог есть дух, «Душе истины — иже везде сый и вся исполняяй...» и значит, где бы человек ни был — в Иерусалиме или в Самарии, дома или в храме, в пути, на суше или на море, — Господь везде услышит его, ибо всегда с ним и всегда готов принять его хвалу, прошение или молитву.

Посмотрим теперь на самих себя. Что живёт в наших мыслях, в нашем сознании? А в нашем сознании живёт постоянная жажда всё знать и всё понимать. Знать, что ждёт человека после его смерти и ждёт ли его что-нибудь; знать, есть ли другой мир, кроме того, какой мы видим, и можем ли мы с тем невидимым миром входить в общение. Нам хочется знать, почему человек живёт так мало, почему так коротка земная жизнь и почему, несмотря на все страдания и болезни, человеку не хочется уходить из этой жизни. И сколько в наших мыслях сомнения, недоумения, маловерия... А так хочется всё узнать, чтобы всё было ясно, чтобы свет освещал наши мысли. Но Господь не сказал: «Блаженны знающие», но «блаженны верующие». Учёные говорят: «Всё это может объяснить нам наука». Однако наука занимается только тем, что человек видит или о чём может заключить из того, что видит и наблюдает. Значит, у науки есть свои ограниченные пределы. Но ведь есть ещё другая область, есть особые знания — это область веры. Знания не спасают человека, но спасает вера. Только вера в Иисуса Христа может открыть перед нами мир духовный, мир вечный и только она может ответить нашему сознанию на все вопросы. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Только вера может удовлетворить жажду человеческого стремления всё узнать, ибо Сам Господь говорит: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек». Он даёт нам эту живую воду. Это Его святое Евангельское учение — божественный дар верующим. Это незримая благодать Божия, которую Господь подаёт всем любящим Его, всем, входящим в ограду Его Святой Церкви. Эта вода, о которой говорит Христос, есть великая сила благодати Господней. Спаситель щедро раздавал её во время Своей земной жизни и оставил её в мощах святых угодников, в чудотворных иконах, во святых таинствах и обрядах. Он оставил её для всех, кто с верой приходит к Нему. Через эту божественную благодать слабые духом становятся сильными, грешники становятся праведниками. Этой силой Христовой и женщина-самарянка, по преданию, уверовала в Него как Сына Божия, оставила свою греховную жизнь и пошла за Господом. А когда началось гонение на христиан, она за веру во Христа была вместе со своими сыновьями живой брошена в колодец. Она умерла за Того, Кто научил её испить воды живой, освященной Божественным светом. И в этом великом примере всем нам дано знать, что бесконечные века будет жить со Христом тот, кто верит в своего Творца, кто посещает святые храмы и причащается Святых Христовых Тайн. Кто пьёт эту живую воду слова Божия, текущую в жизнь вечную!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 8 из 21

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама