Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная
К003

Содержание | Читать | Скачать


"Живое Слово" Проповеди. Доклады. Статьи.

В настоящий сборник включены проповеди и доклады, произнесенные и прочитанные в течении последних двадцати лет с 1988 по 2008 гг. в разных храмах России, от Белгорода до Москвы. Теперь они облечены в печатную форму и послужат нашему общему делу - прославлению имени Божия. При этом я старался сохранить принцип их расположения в порядке годичного церковного цикла, начиная с сентября.

Автор: Протоиерей Леонид Константинов, Белгород, 2008 год.






Слава Фавора

E-mail Печать PDF

Икона Преображение Господне

«Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою»

По мере приближения Своих крестных страданий Господь наш Иисус Христос всё чаще задумывался над тем, как двенадцать апостолов воспримут Его смерть. Не раз Он говорил ученикам о том, что Ему предстоит много пострадать, претерпеть мучения и страшную кончину. Часто Он разъяснял им цель Своего пришествия в мир: предстоявшую Ему искупительную жертву на кресте, её неизбежность и добровольность.

Но способны ли были ученики понять Его? Могли ли они подлинно знать, с Кем ходят и Кто Он? На вопрос Господа, за кого люди почитают Его, они ответили по-разному. Одни сказали «за Иоанна Крестителя», другие «за Илию», третьи «за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Господь спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Они же, смутившись, не знали что сказать. Сколько совершил Он на глазах у них чудес, и они не знали, Кто перед ними. И только один Пётр сказал: «Ты Христос — Сын Бога Живаго».

Поэтому, желая укрепить их веру в Своё Божество и понять всю глубину Божественного снисхождения, желая уразуметь им добровольное страдание Сына Божия, Спаситель решил показать ученикам Свою небесную славу, которую имел у Отца ещё до сотворения мира.

Уже незадолго до Своего исхода в Иерусалим Господь, обратившись к двенадцати, сказал: «Истинно говорю вам, есть среди вас такие, которые ещё не вкусив смерти, уже увидят Сына Человеческого, грядущего во царствии Своем». «По прошествии же дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвёл их на гору высокую одних», — так повествует Евангелие. Но здесь необходимо заметить, что ведь с Господом постоянно ходили двенадцать учеников, однако Он взял с Собой на гору только троих. А почему не взял всех? Да потому, что Господь отлично знал, что один из двенадцати — сатана. Этот человек недостоин был видеть славу Преображения. Но чтобы ему не было оправдания, Спаситель и берёт с Собою только троих, а остальных оставляет с предателем. Но почему Господь берёт с Собою именно Петра, Иакова и Иоанна? Неужели другие были менее достойны? Нет. Все были одинаково равны перед Богом и всех любил Господь. Но Петра Спаситель берёт потому, что этот апостол самый первый узнал в Нём Христа. Иакова берёт потому, что этому ученику предстояло самому первому из двенадцати пострадать за Христа. А Иоанна Иисус берёт для того, чтобы, увидев Славу Сына Божия и уразумев, что всё в мире создано Им, Богом-Словом, Иоанн впоследствии, как и подобает «сыну Громову», возгремел в своём Евангелии, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А чтобы остальные ученики не обиделись, Спаситель даже этим троим не сказал, куда и для чего поведёт их. Итак, «Взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Господь возвел их на гору высокую одних».

В Евангелии не говорится, как называется эта гора. Но Священное Предание сохранило и донесло до нас её имя. Она называется ФАВОР. Ещё за тысячу лет до Рождества Христова псалмопевец Давид, провидев будущую славу этой горы, воскликнул: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». И до сих пор, до сего дня, одиноко стоит в Палестине пустынная гора Фавор. Высокая, круглая, покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, она возвышается здесь, по выражению игумена Даниила, «яко стог среди поля». Сюда, на вершину этой горы и привёл Господь Своих учеников. Утомлённые от долгого восхождения апостолы прилегли на траву, а Сын Божий отошёл в сторону и начал горячо молиться Своему Небесному Отцу. Он молился не так рассеянно и лениво, как мы. Его молитва была подлинным разговором с Богом. Здесь же, на вершине Фавора, Господь молился так страстно, что сила Его молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнила душу Иисуса необычайным светом. Преизбыток этого небесного света, не удерживаясь в душе, пролился на тело Христа и засиял на лице Господа. Но не вмещаясь и здесь, лучи Божества излились и на одежды Его. И в Евангелии сказано, что «сделались одежды Его в тот час белее снега, такой белизны, какой нет на земле».

Началось Святое Преображение.

Поражённые необычным видением ученики замерли в немом восхищении. Пред их лицом Господь на несколько минут приоткрывал тайну Своего Божества, тайну не только Своей славы, но и славы всего Небесного Царства, в котором Он встретит души всех уверовавших в Него. Здесь, на Фаворе, апостолы воочию увидели, что Христос обладает и небом, и землею, и живыми, и мёртвыми. Вот в сиянии Его Божества являются Ему два мужа — Моисей и Илия. Они стоят как бы на воздухе, по левую и правую стороны от Господа, беседуя с Ним. Моисей жил за тысячу пятьсот лет до Рождества Христова и умер, не войдя в землю обетованную. Иудеи, обвиняя Христа в нарушении закона, говорили: «Нам закон дал Моисей, а откуда ты пришел, мы не знаем». И вот сейчас Моисей сам является ко Христу из царства мёртвых и признаёт Его своим Владыкой. Пророк Илия жил за девятьсот лет до Рождества Христова и живым взят на небо. Всю свою жизнь он был известен необычайной ревностью к славе Божией, и не предстал бы Тому, Кто, называя Себя Сыном Божиим, равным Отцу, на самом деле не был бы таковым. Воистину на Фаворе Господь показал ученикам, что Он есть Творец и неба, и земли, и, что Он обладает и живыми, и мёртвыми. Как свидетель живых — перед Ним был пророк Илья. Как свидетель мёртвых — перед Ним был Моисей. Как свидетели земли перед Ним были Его апостолы. Они слышали беседу Его и подтверждение от «закона и пророков» о грядущем исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. И когда перед учениками открылось всё это, и они увидели преобразившегося Христа во всей Своей Славе, то их сердца пережили такое чувство радости, что апостол Пётр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Давай не уходить отсюда никогда. Давай сделаем три кущи: одну Тебе, другую Моисею и одну Илие».

Божественный Павел в одном из своих посланий пишет: «Когда я был младенцем, то и мыслил по-младенчески». Так и апостол Пётр. Имея чистую, невинную душу, он в то же время не мог понять, что Спаситель пришёл не только ради них троих, но ради всего человечества. Чтобы всех, верующих в Него, привести через крест к состоянию такого великого блаженства.

Однако Преображение уже подходило к концу. Святые пророки отходили. Одежды Спасителя становились обычными. Но слава Фавора ещё продолжалась. Неожиданно апостолов объяло облако, и, как свидетель с небес, вдруг раздался голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный. В Нем Мое благоволение. Его слушайте!», то есть благоговейно и с верою принимайте слова Его и путь Его. Потому что Он во всём равен Мне и будучи Моим Сыном, во всём составляет едино со Мной, и если Сам пойдёт на крест и вас поведёт за Собою, следуйте покорно вослед Ему.

Так закон, пророки и голос Отца засвидетельствовали миру и о приближении Креста, и его неизбежности. Преображением Господним начиналась самая униженная и труднейшая в глазах человечества часть служения Христа.

Божественная слава Фавора готовила миру победную славу Голгофы. Из Евангелия видно, что Преображение Господне произошло незадолго до Его крестных страданий. Историк церкви Евсевий Кесарийский, а также Иоанн Дамаскин единодушно утверждают, что это священное событие случилось за 40 дней до крестной смерти Иисуса Христа. И если исходить из этого предания и следовать хронологии, то праздник Преображения должно было бы совершить за 40 дней до Страстной пятницы, то есть в самом начале Великого поста.

Однако Святые Отцы, бывшие творцами богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник во дни, посвящённые сугубому покаянию и сокрушению о грехах. Поэтому они и перенесли его на другое, более удобное время. Но, учитывая внутреннюю связь Преображения с крестными страданиями Спасителя, Святые Отцы постановили — праздновать Преображение ровно за 40 дней до Воздвижения Честного и Животворящего Креста, то есть 6 августа по старому стилю.

Следует также отметить, что одна из особенностей этого праздника заключается в том, что в этот день в конце Божественной литургии совершается чин освящения плодов. Этот обычай напоминает нам о том, что в день Страшного суда мы должны будем принести Господу плоды нашей веры, нашей внутренней духовной жизни. А плоды эти есть наше с вами духовное преображение. Вспомним, что Господь преобразился во время молитвы. Этим Он показал и нам путь благодатного изменения нашего естества. Поэтому и сегодня, в этот радостный праздник, когда Господь преобразился на Фаворе, показав ученикам Славу Свою, попросим и мы Его, чтобы Он освятил наши грешные души Светом Своим присносущным, помог всем нам пройти земной путь и войти в радость Его вечного Царства, которому не будет конца.

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Преподобный Серафим Саровский

E-mail Печать PDF

Преподобный Серафим Саровский

1

Сегодня взоры всей верующей России устремлены к древнему Курску — земной родине великого угодника Божия Серафима Саровского, — городу, который раньше уже дал России отца русского иночества преподобного Феодосия Киево-Печерского.

Ныне Курская земля напоминает радостный живой улей, куда слетелись тысячи пчёлок. Маленькая частичка Руси, именуемая Курском, питает в эти дни серафимовской радостью всю Россию, ибо ныне совершилось давно желанное и столь ожидаемое здесь Торжество Православия. Над Курском сегодня как бы открылось духовное небо, и тысячи православных христиан увидели дорогого гостя — своего пламенного молитвенника и ходатая пред Богом.

Снова сбываются слова преподобного Серафима: «Настанет время, когда среди лета запоют у нас Пасху. Радость моя, Христос воскресе!» «Радость моя», — слышится и теперь от его цельбоносных мощей.

Свыше двух веков прошло с тех пор, когда 19-летний отрок Прохор покинул Курск, чтобы уйти в Саровскую пустынь, и лишь один раз он приходил сюда, к своему старшему брату за сбором пожертвований на больничный храм. Поэтому его нынешнее возвращение в Курск есть благодатное посещение батюшки Серафима своей земной родины.

Глубоко символично, что столь великое торжество происходит в день праздника Матери Божией, Которую так любил преподобный Серафим и Которая столько раз засвидетельствовала ему свою ответную любовь: «Сей из рода нашего».

И как сказал наш Патриарх во время второго обретения мощей преподобного Серафима: «Он вернулся к нам во дни, когда в обществе так много противоречий и противостояния, а в людях — нетерпимости и вражды. Великую милость явил нам Господь — мощи Своего угодника».

«Радость моя! Стяжи в себе дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя», — так учил преподобный Серафим, потому что сам был носителем особой, присущей только ему, серафимовской радости. И эта его небесная радость передавалась всем людям, соприкасавшимся с ним. Он глубоко проник во всё невидимое нашему взору, и та преграда, которая существует между земным и небесным, для него, кажется, не существовала. Небо стало для батюшки Серафима действительно родной и близкой стихией. И когда за 2 года до его кончины офицер Каратаев спросил, не надо ли что передать его брату и курским родственникам, старец указал на лик Спасителя и Божией Матери и произнёс с улыбкой: «Вот мои родственники». Поэтому каждая душа приходящего к нему человека была открыта перед ним, как лицо в зеркале. А от него ждали невозможного и смотрели как на последнее прибежище там, где земные силы сделать уже ничего не могли.

Всякого человека — и праведника, и грешника, и богача-вельможу, и бедняка-крестьянина — он одинаково встречал земным поклоном и часто, всего лишь одной фразой или даже одним словом охватывал всю жизнь человека, наставляя его на нужный путь. Его святой образ действовал так сильно, что часто перед ним плакали гордые и надменные люди, пришедшие лишь из любопытства. С теми же, кто искал его для духовной пользы, он был особенно ласков. «О, если бы люди знали, — говорил батюшка Серафим, — какая радость ожидает душу праведного на небе, то решились бы во временной земной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету. Если даже сам апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»

Каждый земной день для преподобного старца был наполнен пасхальным светом, ибо он постоянно носил в своем сердце Воскресшего Господа и этой светлой радостью делился со всеми. «Радость моя! Нет у нас повода для уныния, ибо Христос воскресе!»

Он — Серафим — что означает «пламенный», как большая восковая свеча, всегда пламенел пред Господом, и в своей прошедшей земной жизни, и сейчас, в своём настоящем, небесном дерзновении перед Святой Троицей.

Дикие звери повиновались и любили его. И это была уже та высокая степень духовности, тот великий дар Божий, который был у первого человека на земле, и который потом был утрачен вследствие грехопадения.

Какое дивное откровение явил нам батюшка Серафим словами: «Радость моя! Молитва, пост, милостыня и всякие другие дела христианские сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для её достижения. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия».

И эта благодать Святого Духа, так обильно приобретённая батюшкой Серафимом во время его земной жизни и ныне исходящая от его цельбоносных мощей, собрала сегодня в Курск десятки тысяч жаждущих вкусить воды живой, текущей в жизнь вечную. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей!» — сказано в Евангелии.

Современник екатерининского века, пугачёвского бунта, наполеоновских войн, 1812 года, декабристов — все эти грозные события прошли для него, как облачные тени. Дух Божий и дух тьмы столкнулись, как два урагана. Рушились города-царства, гибли царства-народы, а он стоял тысячу дней и ночей на камне в безмолвной молитве за спасение России. «Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как и не существовал уже», — говорил, бывало, батюшка Серафим. И он действительно «не существовал в жизни сей». Да у него, собственно, и не было этой жизни, а было только житие. И это удивительное житие русского святого XIX века ничем не отличалось от жития святых синайских и фиваидских отцов древней Восточной Церкви. И перенесение истязаний, и столпничество, и многолетний затвор, и молчальничество — все подвиги древних святых перенёс батюшка Серафим за полувековую монашескую жизнь, изучил малейшие движения души и познал все оттенки той борьбы, которую дьявол ведёт с человеком. И когда ему оставалось прожить последние 7 лет, он, по велению Матери Божией, должен был выйти из своего затвора и излить на русский народ все сокровища своего опыта, всю силу своих молитв и своей любви. И он начал новый и последний свой подвиг — подвиг старчества, то есть духовного руководства русским народом.

Старчество — это последняя ступень в его духовном возрастании, это венец его долголетнего и всестороннего подвижничества, это дар проникновения в душу каждого человека и прозрения в будущее даже целого царства. И ещё это долготерпение в обращении с тысячами людей, окружавших его. Едва ли когда виденное до этого откровение любви к людям явил батюшка Серафим в это время. Он весь как бы трепетал небесной любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Эта любовь отражалась на его лице, сияла в его глазах, звучала в тех ласковых и нежных словах, которые он обращал к страждущим. «Радость моя! Твори непрестанно Иисусову молитву. С призыванием имени Божия найдёшь ты покой, достигнешь чистоты душевной и телесной, и вселится в тебя Дух Святый».

В великой мере действовал в преподобном и дар исцеления, проявившийся в первый раз над человеком, ставшим впоследствии преданным и вернейшим его почитателем до полного отречения от самого себя. При этом батюшка, бывало, говорил: «Разве Серафимово дело живит и мертвит? Нет! Это дело Единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает».

2

Как сказал наш замечательный соотечественник Аксаков: «Жизнь России так же значительна, как Священное Писание. И относиться к ней нужно так, как к житию святых». Кажется, если по земному рассматривать нашу русскую историю, то более несчастного народа нет; если же рассматривать по небесному, в перспективе евангельского учения и вечности, то более счастливого народа нет, ибо ни одна страна в мире не дала небу столько святых, сколько дал русский народ, прославляя имя своего Спасителя. «И будете ненавидимы всеми народами за имя Мое», — сказал Господь в Евангелии от Матфея. Вот и ответ на вопрос, почему у России всегда было так много врагов. Потому что Россия через века пронесла и сохранила в неповреждённости Божественную Истину. Она, по словам Святых Отцов, есть «подножие престола Господня». Тот, кто следует за Христом, призван разделить Его судьбу. «Раб не больше господина своего». Поэтому судьба России повторяет земной путь Христа — Крещение, общественное служение, страдания и скорби. А значит за всем этим следует Воскресение. Вот почему так радостно батюшка Серафим в любое время года приветствовал каждого приходящего к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

И когда вера в русском народе стала ослабевать, России было дано в образе саровского угодника дивное знамение; на святорусском небосклоне воссиял пламенный Серафим, в глубокой любви которого к ближним во имя Христово вновь явила свой лик Святая Русь. И это явление батюшки Серафима перед началом великих потрясений было предупреждением, которое осталось непонятым большинством его современников — ни старой, дворянской Москвой, ни тем более гвардейским Петербургом. А незадолго до его канонизации столичные газеты удивлённо писали о нём: «Пролетел сквозь земную тьму светлым ангелом-серафимом, и, глядя ему вслед, мы можем только сказать: «сей не от рода нашего».

Как уже упоминалось, батюшка обладал чутким эсхатологическим слухом. Он слышал далекие политические гулы грядущих перемен. Поэтому предсказание батюшкой Серафимом Крымской войны за 30 лет до её начала дало повод позднее упрекнуть его словами «значит знал и о надвигавшейся грозе — почему же не предупредил?» Что-то извечно знакомое слышится в этих словах: «если Ты Сын Божий, спаси Себя и нас».

3

Однако несомненно одно — тайна подвига преподобного Серафима в плане Божественного домостроительства и её смысл откроются только в день окончательного торжества света над тьмой. А сегодня это уже единение России у гробницы святого праведника. Такое великое торжество нельзя создать искусственно — это воля Божия, указующая путь православному народу. Сегодня здесь, в Курске, православная Русь славит своего небесного покровителя, любимого всем народом, и этим могучим единым устремлением к Богу рушится вековое безверие. Через батюшку Серафима Россия вымаливает себе своё будущее.

Один, всего лишь один на всей земле, такой Божий Угодник, но вся Русь склонилась перед ним в молитвенном подвиге. Снова батюшка Серафим всколыхнул матушку Россию, поднял тысячи чад своих и маловерных, и немощных и благословил прийти на своё великое торжество. И если даже кто и желал бы приложиться к его святым мощам, но по какой-то причине не смог, не надо скорбеть, что не получил желаемого. Знайте, что если вы не видите угодника Божия, то он видит вас, знает все ваши сердечные желания, внемлет каждому вздоху, каждой слезинке и благословляет вас.

По своему величию подобное курское торжество батюшки Серафима можно считать третьим после 1-го и 2-го обретения его святых мощей. И как в первом обретении исключительная роль принадлежала Царю-Мученику Николаю Второму, так и во втором обретении исключительная роль принадлежит нашему Патриарху. И это великое серафимовское торжество есть ответ Церкви своему Создателю.

Воздадим же благодарение Господу нашему Иисусу Христу, даровавшему нам такое великое сокровище благодати для нашего спасения. Возблагодарим и Дивеевскую Гостью — Пресвятую Богородицу, в день праздника Которой совершается это светлое торжество, посвящённое Её избраннику.

Возблагодарим и нашего дорогого Святейшего Патриарха Алексия II за его постоянное возгревание дара Духа Святого в сердцах миллионов людей. И паки, и снова «едиными усты и единым сердцем» воскликнем: «Ублажаем, ублажаем тебя, преподобный отче наш Серафиме, и чтем святую память твою, наставление монахов и собеседниче ангелов». С праздником, братья и сёстры!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

К 80-летию убиения Царской Семьи

E-mail Печать PDF

Икона святых царственных мучеников

17 июля 1998 года исполняется 80 лет со дня зверского убийства врагами русского народа последнего нашего Царя — Николая Александровича, а также Наследника — Цесаревича Алексия, и всей Царской Семьи.

Впервые в истории России убийство монарха означало уничижение самого престола, то есть места, которое по вере предков, было святым и означало место ответчика и предстателя перед небом за весь народ и всю Россию.

Подобное событие для русского народа, говорившего: «Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится», — предвещало конец России и представлялось как огромное апокалиптическое видение.

Но ещё более страшно то, что преступление, совершённое в екатеринбургском подвале, отразило духовную катастрофу, давным-давно уже совершившуюся в сердцах и сознании аристократического дворянского класса и интеллигенции.

Да, сегодня мы ругаем революционеров, но давайте смотреть глубже. Ведь они, эти «бесы», как их метко назвал Достоевский, появились не на пустом месте. Кто-то подготовил им почву и взрастил. Кто?

Когда-то наш замечательный поэт А.С.Пушкин сказал: «Климат, образ правления и вера (то есть духовная основа) дают каждому народу его физиономию».

Теперь посмотрим на трагедию русского народа, которая совершается на протяжении всего XX столетия. Она произошла в точности по пушкинскому перечислению — только в обратном порядке, начиная с духовной основы, с веры.

В начале высший дворянский класс, то есть русская аристократия стала стесняться Православия, родной веры предков, а затем и родного русского языка, который в дворянских семьях был полностью заменён на французский. Ну что ж, рыба, как говорится, гниёт с головы.

Затем с презрением начали отвергать отечественное образование и приглашать для своих отпрысков преподавателей-иностранцев из-за границы, которые кроме танцулек, пустых романов и разврата ничего не преподавали.

Дальше — больше: к родному по вере и крови русскому, но крепостному, народу дворянский класс относился как к подлому сословию. Ведь не секрет, что помещики, подобно Троекуровым и Выродовым, засекали на конюшнях людей до смерти, а своих борзых щенков кормили человеческим молоком крепостных женщин.

После этого цвет русского дворянства (фамилии-то какие — Волконские, Трубецкие, Бестужевы!) подобно иудам, изменили царю, присяге, опозорили честь и эполеты — вышли на Сенатскую площадь, потребовали устранения монархической власти, каких-то мифических свобод, как будто они были не свободны. А в наших школах до сих пор внушают детям боготворить этих предателей и делают из них героев. Это ли не обман?

Наконец, в порядке политической реализации допустили, позволили, помогли уничтожить Богом установленный образ правления, заменив царскую власть (в идеале ограниченную ответственностью перед Богом и христианской совестью) кровавым и лживым произволом. Грянула революция, и простой русский народ — священники, купцы, ремесленники, солдаты, а больше всего крестьянство, миллионами расстреливали, раскулачивали, угоняли в Сибирь и на Север, где они и погибали. А возглавил эту армию мучеников русский Царь — Николай Второй.

Вот поэтому-то, спустя всего лишь несколько десятилетий последовал результат — экологический кризис, который сказывается сегодня и на климате. Всё это — отступление от Бога, от христианских норм жизни — и дало, говоря по-пушкински, «особую физиономию» новому человеку и новому народу — появился так называемый «гомо советикус», для которого мессией, идеалом, кумиром, мог быть кто угодно, начиная от «любимого вождя» и кончая писателем-диссидентом, только не Христос.

Идеалы христианской любви к ближнему заменили идеей классовой борьбы, прежде всего со своим собственным народом в гражданской войне. Вдумайтесь в это страшное слово — гражданской, то есть братоубийственной.

Прежние духовные ценности заменили новыми искусственными: мощи святых разоряли и глумились, а вместо них заставили народ поклоняться трупу в мавзолее. Убитого Царя сменила так называемая диктатура пролетариата, которая на самом деле была диктатурой над пролетариатом. А обещанное бесклассовое общество всеобщей свободы, равенства, братства — обернулось деклассированным люмпен-обществом, в котором все равны перед всеобщим обманом и беззаконием.

«Мы свой, мы новый мир построим».

Но этот новый мир, возникший в результате великого греха цареубийства, оказался оборотнем старого — перевёрнутым, чудовищным и карикатурным.

Вот здесь-то и кроется объяснение той загадочной тайны, над разрешением которой бьются сегодня историки и политики: каким образом оказалось возможным на целые десятилетия одурманить и подвергнуть безнаказанному террору великий русский народ и построить грандиозное царство лжи и зла? Да именно потому и оказалось возможным, что все представления о чёрном и белом, об истории и религии, о добре и зле были перевёрнуты. Как известно, французское слово «революция» означает переворот. Поэтому перевёрнуто было всё. Такого извращённого одурманивания и в таких масштабах человечество ещё не знало. Это было коллективное помрачение людей, ввергнутых во тьму, в мир без Бога. Воистину, полностью оправдывает себя мудрая русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».

Когда-то Ф.М.Достоевский сурово сказал: «Русский человек без Христа — проходимец». Поэтому образовавшееся тоталитарное государство и стало оборотнем самодержавной России — её искажённым подобием. А точкой опоры, где сгустилась вся чернота этой трагедии извращённого сознания, превращающего Бога, царя и человека в ничто, была изуверская расправа над последним русским Государем, его сыном — Наследником и всей августейшей Семьёй. В Евангелии сказано: «Сын Человеческий идет как написано о Нем, но горе тому, кем Сын Человеческий предается».

Из посланий Серафима Саровского, из бесед с батюшкой Иоанном Кронштадтским Государь знал о предстоящей ему участи. Перед ним было три пути, три выбора.

Первый: уехать за границу и спокойно, вместе с семьёй, в довольстве доживать свой век.

Второй путь: конституционная монархия с лозунгом «не управлять, а царствовать» наподобие английской, где вся исполнительная и законодательная власть сосредоточена в руках парламента и премьер-министра, а монарх — это только красивая кукла типа нынешней королевы, то есть часть экзотики на парадах и званых приёмах.

И, наконец, третий: Голгофа — путь Христа. Через самоотречение от самого себя и даже самой жизни своей, стяжать дерзновение у Бога, молиться за спасение России в вечности. И Государь выбрал этот последний путь — путь мученичества. Таким образом, факт отречения от Престола явился выражением его самопожертвования ради Отечества, проявлением наибольшей любви, полагающей «душу свою за други своя».

17 долгих месяцев шла вся Царская Семья по тернистому пути к своей голгофе и к своей Победе. Когда речь идёт о мученичестве Царя и всей Царской Семьи, то не следует забывать, на какой вершине власти эти люди были, и с какой высоты они были низвергнуты вниз, в бездну страшных страданий, и что им пришлось пережить, сколько скорби и унижений. Но в этой скорби они сияли изумительной духовной красотой, беззлобием, всепрощением и доброжелательностью ко всем. Поэтому их злейшие враги не успевали менять караул. Поставят грубых, злых, развращённых охранников — смотришь, через неделю-другую меняются их лица, становятся светлыми, спокойными. Потому что сначала они измывались над Царской Семьёй. Но кротость, беззлобие, доброжелательность царских детей действовали так, что охранники смягчались и из врагов становились друзьями. Поэтому так часто менялся караул. И этот подвиг они совершили до конца и сейчас молятся за нас на небесах.

Братья и сёстры! Будем помнить, что мы приблизились к двухтысячелетию пришествия в мир Христа Спасителя. История этих двух тысяч лет была историей постоянной борьбы тёмных сил с Богом и Церковью. Эта борьба, какие бы революционные личины она на себя ни принимала, выявляется прежде всего как борьба против народа Божьего, а значит против Христа и Его Церкви. Если ещё вчера эта борьба заключалась в физической расправе над народом и разрушением храмов, то сегодня она приняла ещё более грозные и опасные формы. Православному народу пытаются подсунуть какие-то кости и выдать их за царские останки, то есть пытаются убивать нас теперь духовно, заставляя поклоняться лжесвятыням.

Кто же это делает? Бесправные верующие русские люди? Нет. Но те, оказывается, устроители и заказчики этого спектакля, кто был инициатором и убийства Царской Семьи, их прямые потомки, убивающие в течение десятилетий материально и духовно наш народ. «По плодам их узнаете их».

Не так давно, ещё в начале 1980-х годов, жил на нашей Белгородской земле в селе Ракитное дивный старец — архимандрит Серафим. Однажды ему задали такой вопрос: «Скажите, батюшка, как правильно молиться за Царя Николая Второго? Поминать ли его в заупокойных молитвах или же как мученика и страстотерпца просить его святых молитв за себя?» И батюшка Серафим дал на этот вопрос такой мудрый ответ: «Пока Царь не прославлен нашей Московской Патриархией по всей Руси, молись, деточка, так: «Упокой, Господи, душу убиенного Царя Николая, и его святыми молитвами помилуй меня, грешнаго». Поэтому вспомним сейчас ещё раз Царскую мученическую Семью и помолимся за них перед Престолом Божиим, чтобы и они помолились за нас и заступились за нашу страну, которую они так любили, чтобы их святыми молитвами Господь скорее освободил наш народ от того страшного духовного и материального гнёта, который сейчас все мы претерпеваем. И дай Бог, чтобы канонизация Царской Семьи в Русской Православной Церкви как можно быстрее совершилась!

Будем, братья и сёстры, помнить, что смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а значит, в той или иной мере и над каждым из нас. «Кровь Его на нас и на детях наших». Поэтому предстоящая канонизация Царской Семьи — это прежде всего осознание своего великого греха перед ней.

Да простит нам Господь и Святая Семья Царственных Мучеников этот великий всенародный земский грех!

И да приблизит Господь этот день — день прославления великого русского христианина и небесного покровителя России — Святого Царя-мученика и страстотерпца — Николая Второго. Его быстрейшая канонизация — это чудесный ключ, открывающий нам врата жизни будущего века!

Аминь.

проверено//7.03.2013//tess

 

Проповедь в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла и 65-й годовщины победы в битве на Прохоровском поле 12 июля 2008 года

E-mail Печать PDF

12 июля 2008 г.

Дорогие братья и сёстры!

Сегодня, в день праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, исполняется ровно 65 лет со дня грандиозного сражения под Прохоров-кой, которое западные историки назвали «битвой моторов». Эта танковая битва стала эпицентром всей Второй мировой войны.

Если после разгрома под Москвой, а затем и под Сталинградом враг все ещё не был окончательно сломлен и находил в себе силы для новых и новых атак, то после битвы на Курской дуге начался его медленный, но неуклонный откат, отступление на запад. С этого момента он уже не владел инициативой, которая перешла в руки нашего командования. Таким образом, Прохоровское поле явилось третьим в ряду ратной славы русского оружия после Куликова и Бородинского.

Как показывает история, борьба за жизнь может вестись не только в мирное время и не только дипломатическими средствами. Когда беспощадный враг опустошает землю и ясно, что нет и не будет конца его притязаниям, тогда справедливая битва с ним — это тоже борьба за мир, за освобождение своего народа от страданий, рабства и насилия.

В принципе, осуждая войну как агрессию, Церковь в то же время благословляет подвиг обороны как защиту жертв нападения. В этом она опирается на слова Христа, сказавшего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Хорошо известно, что в нашей стране Великая Отечественная война с самого начала называлась «священной», то есть религиозной, ибо нацисты прямо заявляли, что «в будущем прогрессе христианству нет места» и что «национал-социализм и христианство несовместимы». Вожди нацистской Германии, отвергавшие христианство, пытались возродить древнегерманские языческие культы — поклонение солнцу и свастике. Однако на оккупированных территориях в России они старались предстать в образе защитников религии и объявили своё нападение на Россию «крестовым походом». На пряжках ремней германских солдат была надпись «с нами Бог».

Но Священное Писание на многочисленных примерах учит, что отношение Бога не может быть равным ко всем — и обидчикам, и обидимым. И если в прошедшей войне мы победили потому, что «наше дело правое», то это значит, что и Бог был с нами, а не с фашистами, ибо ещё Александр Невский сказал, что «не в силе Бог, а в правде».

Наш другой замечательный полководец Димитрий Донской, направляясь на Куликово поле, прежде всего посещает Троицкий монастырь и берёт благословение на битву с татаромонголами у Преподобного Сергия Радонежского.

Минин и Пожарский освобождают Отечество от польских интервентов под благодатным Покровом Казанской иконы Божией Матери, которую по совету Патриарха Ермогена привезли в ополчение. А Петр Первый накануне Полтавской битвы со шведами коленопреклонённо молится перед той же чудотворной Казанской иконой.

Спустя 100 лет, когда судьба России решалась на Бородинском поле, победитель Европы Наполеон воскликнул: «Какой народ! Какая необычайная решимость! Что это за люди? Русского солдата мало застрелить. Его надо ещё и толкнуть, чтобы он упал». «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Что же придало такую силу нашему войску? Прежде всего, вера в Бога и в правоту своего дела. В ночь перед битвой французы веселились, пели песни, кричали, пили вино. «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А русские? Весь громадный лагерь погрузился в тишину и стал одним домом молитвы. В войска привезли Смоленскую икону Божией Матери и все. начиная от старика Кутузова и до последнего ополченца, исповедовались, причащались и просили Господа и Его Пречистую Матерь дать им силы постоять за свою Родину, с честью умереть и спасти её. По образному выражению генерала Ермолова, «В Бородинской битве французская армия расшиблась о русскую». И только крайняя необходимость и стратегический расчет на ещё большее ослабление раненого зверя заставил русских отдать Москву, которая стала капканом для французов. И Наполеон не мог понять, что и сдача Москвы, и пожар её — это величайшая жертва, принесённая русскими для спасения армии и Отечества. Испепеляющий огонь этой жертвы сжёг славу Наполеона и его армады. И уже незадолго до своей смерти, на острове Святой Елены он сказал: «Я никогда более не видел такого народа. Скорее можно покорить легион демонов, чем русский народ, если бы даже вместо меня было десять Наполеонов».

И после такой победы русский народ не возгордился, не стал превозноситься, но написал на памятнике — храме Христа Спасителя святые слова: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему». И в этой надписи выявилась вся красота славянского духа, его сила, смирение, мужество, вера, надежда и любовь.

Две мировые войны XX века стали временем не только трагических испытаний, но и наивысшим подъёмом духовных сил всех славянских народов. И особенно это проявилось в годы Великой Отечественной войны. В первый же день войны, когда страх и растерянность охватили буквально всех, глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий обратился к народу с посланием, в котором пророчески предсказал, что «враг будет разбит, Господь дарует нам победу и развеет в прах тёмную фашистскую нечисть». В отличие от Сталина, который обратился к народу только 3 июля, митрополит Сергий сразу нашёл самые точные и нужные слова. Уже 26 июня 1941 года он совершил в Богоявленском соборе молебен о даровании победы русскому оружию. Верующие и духовенство развернули широкий сбор денежных средств и драгоценных предметов на нужды обороны. И те, и другие активно участвовали в партизанском движении. На средства Церкви была сооружена и передана в дар Красной армии танковая колонна имени Димитрия Донского. «Это знак того, — сказал митрополит Сергий, — что Церковь не оставляет солдат и на поле брани, что она благословляет их и готова участвовать с ними в боях, чтобы добиться освобождения Святой Руси от нашествия иноплеменников».

И глубоко знаменательно, что через несколько месяцев наши танкисты именно на этих грозных боевых машинах прорвали сильно укреплённую долговременную оборону противника на 1-м Белорусском фронте. Эта броневая колонна пополнялась на средства Церкви и в дальнейшем, вплоть до окончательной победы над врагом.

Начальник Генерального штаба советской армии Б.М.Шапошников не скрывал перед Сталиным своих религиозных убеждений. Это по его совету в армии были введены погоны и учреждены ордена Суворова, Кутузова и Александра Невского. Его преемником на этом посту стал сын священника, маршал Советского Союза А.М.Василевский.

Другим патриотическим примером служения Церкви своему народу явилось сооружение на её средства авиационной эскадрильи имени Александра Невского.

Но не только эти взаимоотношения связывали в годы войны Церковь с армией. Здесь была и другая, кровная связь. Каждый священник, имеющий взрослых детей, молясь о спасении воинов, вкладывал в эту молитву и свои личные надежды. А провозглашая «Вечную память» павшим на поле брани, многие православные пастыри провозглашали её и своим собственным сыновьям. И это был вклад нашей Церкви в дело Победы, которая ковалась не только на фронте, но зарождалась в тылу, который по условиям войны был тем же фронтом.

Все эти патриотические действия Церкви по отношению к родной Красной армии заставили сталинское руководство по-другому смотреть на её историческую роль. И уже спустя месяц после победы под Курском и Белгородом, 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча Сталина с нашим церковным руководством — встреча, на которой были положительно решены в пользу Церкви все выдвинутые тремя митрополитами вопросы. Ибо к тому времени уже не только наши светские и духовные власти, но и западные союзники поняли, что война против гитлеровской Германии — это схватка двух противоборствующих цивилизаций, в которой фашисты ставили перед собой задачу на истребление и покорение всех, как они выражались, «неарийских народов».

Таким образом, на протяжении всего существования нашего государства Церковь неизменно была со своим народом, благословляя и вдохновляя его на борьбу против иноземных завоевателей. По мудрому выражению митрополита Московского Филарета, «на протяжении целого тысячелетия Русское государство было подобно могучему дереву, которое только гнулось под тяжестью военных бурь, но ни разу не сломалось. Почему? Потому что у этого дерева была здоровая сердцевина — святая православная вера».

И чем дальше мы будем отходить от тех военных лет, тем грандиознее и величественнее будут вставать в наших воспоминаниях дела и люди прошедшей войны. Эта война порабощённых народов против фашистской Германии закончилась великой и славной Победой, которая в мае 1945-го совпала с Пасхальной радостью, то есть победой света над тьмой и Христа над вели-аром, а началом этой победы — коренным переломом во всей Второй мировой войне и явилась танковая битва под Прохоровкой 65 лет назад.

И сегодня мы молим Бога о том, чтобы этот кошмар никогда больше не повторился, и чтобы «чаша сия» миновала не только нас, но и наших детей и внуков. В эти дни верующие и духовенство молитвенно почтят подвиг защитников Родины, возгласив «вечную память» павшим и «многая лета» здравствующим ветеранам. И как приятно сознавать, что радость этого праздника «со слезами на глазах» разделяют сегодня наши дорогие гости. И это, прежде всего, сугубая радость сотен тысяч белгородцев, которые видят сегодня их не только с экранов телевизоров, не только с фотоснимков газет и журналов, но имеют возможность увидеть и узнать лицом к лицу, слушать их речи, переживать обаяние их улыбок. Для всех нас это незабываемые, памятные дни. И мы благодарим Бога за эти богатые духовными впечатлениями времена, в течение которых мы имеем счастье молитвенно общаться с высокими гостями Белогорья. Да сбудется всё, о чём они сегодня говорят и о чём молятся.

Будем же неизменно и постоянно просить у Господа мира нашей стране, нашей Церкви, нашему народу и нашему воинству. «Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!»

Аминь! С праздником, братья и сёстры!

проверено//7.03.2013//tess

 

Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

E-mail Печать PDF

Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел


Среди всех последователей Христа первоверховные апостолы Пётр и Павел занимают совершенно особое место. Именуя их «первоверховными», Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения. Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник».

Иисус Христос, посылая их на проповедь, сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). «Научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19).

И апостолы, повинуясь голосу Бога, пошли по всей земле и понесли свет Христовой веры. Мир, куда они пошли, был развращён и пресыщен, сиял в блеске и величии. Могущественный и великолепный по внешности, это был мир Спартака и Цезаря, Плиния и Тацита, то есть это были Рим и Греция в эпоху своего самого блестящего и утончённого тлена.

С человеческой точки зрения, задача, которая стояла перед апостолами, людьми из далекой провинции, а именно духовное завоевание этого античного мира, могла показаться совершенным безумием. Иудеи требовали знамений, эллины — философского доказательства, а в ответ слышали: «Мы проповедуем Христа распятого», ибо апостолы знали, что с ними Господь. Они помнили Его слова: «Мужайтесь, Я победил мир! Я с вами до скончания века». И апостол Павел радостно восклицает: «Если Христос с нами, кто же против нас?».

При жизни оба апостола были совершенно разными и непохожими друг на друга людьми. Пётр был сельским жителем приморской деревушки Вифсаиды с берегов Тивериадского озера. Павел происходил из малоазийского города Тарса и даже имел римское гражданство (Деян. 16, 37).

Апостол Пётр был женат. Из Евангелия известно, что Господь исцелил его больную тещу. Апостол Павел был холост. В Иерусалиме у него жили только замужняя сестра и племянник.

Пётр до своего призвания занимался рыболовством и был совершенно неграмотным. Павел получил блестящее образование в академии иерусалимского раввина Гамалиила и хорошо знал греческую философию и классическую литературу. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих малоизвестных поэтов, а именно из Арата и афинского поэта Клеандра (Деян. 17, 28), из критского поэта Эпименида (Тит. 1, 12) и афинского поэта Менандра (1 Кор. 15, 23), но и его ещё более глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1 Кор. 1).

Апостол Пётр с момента призвания постоянно был со Христом. Апостол Павел, по некоторым сведениям, до своего обращения никогда не видел Христа. Апостол Пётр в начале своей деятельности был весьма далёким от верного понимания дела Божия и часто старался даже перечить Христу. Апостол Павел сразу же после призвания стал неутомимым последователем Христа до своего последнего часа на земле.

Почему же Господь избирает этих двух таких разных людей для великого служения Евангелию? Потому что, несмотря на ошибки, сердца их были чисты и в них было великое горение веры. Кроме того, обоих апостолов уравнивала горячая любовь ко Христу и всему человечеству. Поэтому и Церковь объединила их память в одном празднике.

По своей родословной апостол Пётр происходил из колена Симеонова и вначале носил имя Симон. До встречи с Христом он, вместе с братом Андреем, ловил рыбу. Господь, проходя по берегу Тивериадского озера, увидел их и сказал: «Следуйте за Мною. Я сделаю вас ловцами человеков». И они, оставив всё, пошли за Христом.

Душа у апостола Петра была простая и беззлобная, как у ребёнка. По пылкости сердца он быстрее других откликался на слова Христа, часто обнаруживая при этом свои человеческие немощи и непонимание духа учения Христова, за что Господь иногда его строго обличал. Но зато раньше других Пётр выказывал свою веру и горячую любовь к Спасителю. Так он первым исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим (Мф. 16, 16). С мечом в руках он защищал Христа в Гефсиманском саду. Но когда настал страшный час испытания, Пётр не устоял и трижды отрёкся от своего Учителя. Однако горячее сердце апостола не выдержало взгляда Господа после этого малодушного поступка, и Пётр горько каялся. Древнее предание говорит, что всю последующую жизнь, когда ему случалось по ночам слышать крик петуха, он пробуждался ото сна, вставал на молитву и начинал плакать. От этих частых слёз под глазами апостола пролегли две глубокие борозды.

Сперва Пётр проповедовал Евангелие только иудеям. Но потом ему было сказано, чтобы он шёл и к язычникам. Тогда апостол крестил семью Корни-лия-сотника и с этого момента стал проповедовать языческому миру. Велика была духовная сила Петра. В Писании сказано, что когда он проходил по городам и сёлам, то «выносили больных на улицы, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них... и исцелялись все».

За веру и преданность Господь назвал Петра «камнем» и обещал дать ему ключи Царства Небесного, то есть власть разрешать и связывать грехи человеческие. Поэтому в христианской иконографии апостол Пётр часто изображается с ключами.

Первоверховный апостол Павел до своего призвания также носил иное имя — Савл. Он обладал сильным и стремительным характером. Ревнивый последователь еврейского закона, он был вначале непримиримым врагом христианства. «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса... я много святых заключал в темницы... и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26, 9-11). Так свидетельствует он сам.

Расправившись с христианской общиной в Иерусалиме, Савл отправился в Дамаск продолжать гонения и там, но на пути вдруг был объят сильным светом и услышал голос Христа, который упрекал его за гонения. Свет стал настолько ярким, что ослеплённый Савл упал на землю. Переворот, происшедший в его душе в эту минуту, — это одно из необычных событий, ставшее величайшим и сложным психологическим актом. Упал на землю гонитель христиан Савл — а восстал великий апостол языков Павел.

Что могло произвести такой переворот в душе преследователя? Какая сила превратила убийцу в благовестника? Мы напрасно стали бы искать земного источника этой чудесной силы, ибо она нездешняя. Как над Петром пылал язык Божественного пламени в горнице Сионской, так и Павлу воссиял с небес неизречённый свет на пути в Дамаск. Оттуда, из запредельных высот, он услышал голос, говорящий: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?».

Под руки спутники Савла отвели его в Дамаск, где он три дня ничего не видел и не ел. Затем принял Крещение и стал называться Павлом.

Когда Дамаск облетела весть, что вчерашний гонитель крестился во имя Иисуса, страх христиан сменился радостью. Павел же удалился в Аравию, где несколько лет прожил в одиночестве. Всё происшедшее требовало уединения и подготовки к новой жизни. Эти годы были временем напряжённой духовной работы.

По возвращении в Дамаск Павел начал проповедь о Христе и вскоре сам подвергся жестоким гонениям. Враги христиан сговорились убить Павла, у ворот города были расставлены патрули, но верующие ночью спустили апостола с городской стены в корзине, и ему удалось избежать ареста. После этого Павел отправился в Иерусалим, город, где его помнили как гонителя Церкви. Поэтому он был встречен сдержанно и даже с некоторой подозрительностью. Апостол чувствовал себя в Иерусалиме чужим и одиноким, и только добрый и проницательный христианин Варнава был обеспокоен его судьбой. Он сделал всё, чтобы рассеять недоразумения и сблизить апостола Павла с Петром. Две недели, которые Павел провёл под гостеприимным кровом галилейского рыбака, остались как одно из наиболее светлых воспоминаний. Здесь он впервые услышал о жизни Спасителя из уст очевидцев. Так началась дружба двух великих апостолов, которая не нарушалась до конца их жизни.

После этой встречи начинаются знаменитые миссионерские путешествия апостола Павла, сперва с Варнавой в Сирию, затем на Кипр, в Малую Азию, Македонию, Грецию и Рим, где он основывал церкви и утверждал христианство. Ему сопутствовал племянник Варнавы Марк, который и написал второе Евангелие.

Тысячи километров прошёл апостол пешком, проповедуя Слово Божие. Свою проповедь он подкреплял силою чудес, совершённых его руками. Даже платки и пояса с его тела верующие возлагали на больных и у тех прекращались болезни. За проповедь Евангелия его много раз заключали в темницу. Бесчисленное количество раз он был на волосок от смерти. Фанатики побивали его камнями, оставляя полумёртвым, а римская стража бросала в темницу. Три раза он терпел кораблекрушение и целые сутки плыл на обломке корабля. Но Господь хранил Своего избранника. Помня о том, что когда-то он был гонителем христиан, Павел с глубокой скорбью говорил: «Я, как некий изверг, недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию».

В довершение всего апостола постоянно сопровождал мучительный недуг, который он называл «жалом плоти». «Бедный я человек, — восклицает апостол, — кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим. 7, 2-4). «Три раза умолял я Господа, чтобы Он избавил меня от этого. Но Господь сказал: «Довольно с тебя и благодати Моей, а сила Божия в немощи совершается».

Иоанн Златоуст, восхищаясь апостолом Павлом, говорит: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого апостола. Его любовь была шире океана и жарче огня. Он любил людей так, как будто был их отцом; готов был сам пойти в ад, только бы спаслись те, которым он проповедовал Слово Божие».

За то суждено было ему самому первому из апостолов ступить на землю Европы для просвещения язычников. Первый европейский город, куда прибыл Павел, находился на севере Греции, в Македонии, и назывался Филиппы. Апостол основал здесь Церковь и, уходя дальше, оставил его жителям письменное назидание, которое называется «Послание к Филиппийцам».

Особая трудность в деле проповеди ожидала его в Афинах. Здесь слово крестное надлежало возвестить «мудрым века сего» — философам, риторам, поэтам. Город был полон языческих идолов, и, осмотрев его, апостол возмутился духом. Но среди множества греческих богов Павел нашёл надпись «Неведомому Богу». И тогда он стал говорить: «Афиняне! Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано «Неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Здесь, в афинском ареопаге, у Павла, благодаря проповеди, нашёлся последователь и ученик — Дионисий Ареопагит.

Далее на пути апостола были города Коринф и Эфес. Господь, укрепляя Павла, являлся ему в видении ночью и говорил: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою».

Эти миссионерские путешествия апостола Павла имели великое значение. Во-первых, на европейском континенте был основан целый ряд церквей, во-вторых, они положили начало литературным памятникам христианской культуры. Эти письменные назидания, в неповреждённости дошедшие до нас, Иоанн Златоуст называет «неиссякаемым кладезем премудрости». Сколько бы мы ни учились на этих апостольских посланиях, сколько бы ни черпали из этого кладезя — всегда в нём для нас много нового, назидательного и нужного для нашего спасения и укрепления нашей слабой веры.

Основав ряд церквей в Греции, апостол Павел решил отправиться на запад и дойти до Испании. Опорным пунктом для этого путешествия он мог избрать Рим, где в это время была уже большая христианская община. Апостол написал Послание к Римлянам, в котором системно изложил свой взгляд на отношение Ветхого Завета к Евангелию. В Риме произошла и последняя встреча двух великих апостолов.

В это время столица мира представляла собой печальное зрелище. Последний император из династии Юлиев-Августов, цезарь Нерон (54-68 гг. н.э.) добился римского престола ценою многих преступлений. Он установил в Риме настоящий террор (Тацит. «Анналы» 13, 45). Забросив государственные дела, часто выступал перед публикой в качестве певца, заставляя аплодировать себе. (Светоний. «Нерон» 2, 20). Одержимый безумными идеями, он решил перестроить Рим и поджёг старые кварталы предместья. Но загорелся весь город. Из зверинцев были выпущены звери, и началась паника. Тысячные толпы людей, спасаясь от огня и диких животных, давили друг друга. Пламя бушевало целую неделю, погибли десятки тысяч римлян. Из четырнадцати кварталов столицы уцелело только четыре, и тогда в народе поползли зловещие слухи. Зрело восстание против цезаря. Желая снять с себя вину, Нерон обратил народный гнев против христиан, обвинив их в поджоге. Начались массовые аресты и казни всех, кто открыто исповедовал Христа. Среди множества мучеников, имена которых нам неизвестны, были апостолы Пётр и Павел.

По преданию, Пётр успел бежать из Рима под покровом ночи вместе с женой. Но ранним утром на Аппиевой дороге ему явился Христос, и после этого апостол вернулся в Рим, где его распяли на кресте вниз головой. Уже во II веке на месте казни апостола Петра была сооружена гробница, открытая археологами в 1950 году.

О последних днях жизни апостола Павла нам известно гораздо меньше. Во всяком случае, он провёл их в темнице при обстоятельствах, о которых красноречиво свидетельствует его второе послание к Тимофею. Это лебединая песнь апостола, идущего навстречу смерти. Давая последние указания Тимофею, Павел сообщает о безнадёжности своего положения. «Я уже становлюсь жертвой, — пишет апостол, — и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение (жизни) совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его...» (2. Тим. 4, 6-8). В этом же послании есть знаменательные слова, свидетельствующие о несокрушимой силе, которая поддерживала измученное тело и истомлённую душу: «Я знаю, в Кого уверовал».

Он жил Христом и во Христе, через него Господь обращался к миру, и огненное слово Божие пылало в сердце сгорбленного старца так же, как оно пылало в сердце юноши Савла, который много лет назад вступил в Дамаск. Как римского гражданина его не стали подвергать крестным пыткам, но обезглавили мечом. Древнее предание говорит, что он был казнён в один день и час с апостолом Петром. По свидетельству Тертуллиана, это произошло в трёх милях от Рима, на Остийской дороге.

В истории человечества трудно найти более целостные образы, чем апостолы Пётр и Павел. На них была возложена великая миссия: нести миру свет Царства Божия, и они отдали жизнь на служение этой миссии. В течение тридцати лет, от первых шагов проповеди до самой смерти, они сохраняли единство в своей деятельности. Это духовное единство было создано их любовью к Богу и людям. Эта преданность Христу в деле распространения Евангелия, чуждая национальной ограниченности, была целью их жизни. И ничто не могло отклонить их от крестного пути. Благодаря этим двум апостолам, все народы греко-римского Средиземноморья получили христианское просвещение. Именно они вдохнули в одряхлевшие формы античного мира новую жизнь, давшую великие плоды в европейской культуре.

Достигли славы в веках эти апостолы и вся первохристианская Церковь, конечно же, не земными путями и не человеческой мудростью, не ухищрением слова и умением использовать обстановку, а только силой веры, молитвы и любви. Невыразимая человеческими средствами похвала, которую заслужили апостолы, должна прежде всего воздаваться Тому, чьей силой совершилось призвание Петра и обращение Савла в Павла, и Кто Сам всё трудное сделал исполнимым, ибо «сила Божия в немощи совершается».

Пройдут века, пронесутся тысячелетия. Но в недрах Святой Церкви и в памяти народной всегда будут жить имена апостолов Петра и Павла.

проверено//7.03.20132//tess

 

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 129

Warning: Illegal string offset 'active' in /home/nikoloi9/public_html/templates/ja_purity/html/pagination.php on line 135


Страница 7 из 21

Рассказать о нас

Самое популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/nikoloi9/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Реклама